Профилактика детских проблем.

Психологический комфорт как условие нормального психосоциального развития детей

Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают его.

Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название "психологической безопасности". Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.

Для обеспечения психической безопасности ребенка следует включать следующие мероприятия:

систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка через тренинги и средствами физического воспитания: подвижные, народные игры, виброгимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;

аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята);

работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками: арттерапия (лечение искусством, творчеством, увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма);

предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;

расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми;

создание развивающей предметно-пространственной среды.

Какие же психолого-педагогические способы создания психологического комфорта должны присутствовать у детей при организации воспитательно-образовательной работы с ними? Важно, чтобы:

у детей преобладало положительное эмоциональное состояние;

у ребенка присутствовало бодрое жизнерадостное настроение;

эмоциональные реакции детей были положительно окрашены: улыбкой, смехом, контактом с окружающими, отсутствием страхов;

ребенка не наказывали ограничением движений;

чаще использовался игровой метод организации работы с детьми, так как игра вызывает положительные эмоции, повышает интерес к занятиям.

Установлено, что в основе всех психосоматических нарушений лежит тревога и депрессия, а отрицательные эмоции — это основа для развития депрессии и тревоги.



Причины отрицательных эмоций у дошкольников следующие:

1.Срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или общения).

2.Неправильные воспитательные приемы (сверхзабота, потакание, излишняя требовательность, властность).

3.Неправильное построение режима дня ребенка.

4.Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.

5.Создание односторонней привязанности.

6.Отсутствие единого подхода к ребенку.

Причина отрицательных эмоций у школьников (по данным конференции ВОЗ 2002 года):

1.Домашняя обстановка.

2.Давление школьного процесса.

3.Технологизация общества.

4.Присутствие элемента соревнования.

Важную роль в поддержании психического здоровья играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние другого.

Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции.

Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека.

Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.


4519368524299164.html
4519401646572834.html
    PR.RU™