Образ птицы по русским сказкам

Реферат

« Глиняная свистулька: история и обычаи »

(Номинация: Традиционная художественная культура)

Выполнила:ученица 2 «А» класса,

МБОУ СОШ №18

Белоглазова Таисия

Руководители:

теоретическая часть:

Нацаренус Е.А., методист Центра ремесел

практическая часть:

Шевченко И.В.,

художник-конструктор Центра ремесел

Ханты-Мансийск 2015г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1 …………………………………………………………………………4

1.1 История возникновения глиняной игрушки ……………………………..4

1.2 Образ птицы по русским сказкам ……………………………………….4-5

1.3 Использование глиняной свистульки в обрядах ……………………….5-6

Глава 2 Технология изготовления глиняной свистульки…………….7-8

Заключение.……………………………………………………………………9

Список литературы и источников……..………………………………….10

Приложение 1……………………………………………………………..11-14

Приложение 2………………………………………………………………...15

Введение:

Актуальность данного исследования заключается в попытке сохранить древнее искусство изготовления глиняной игрушки-свистульки, возрождая историю, традиции народной культуры.

Появились свистульки на русской земле с незапамятных времен, существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере, потому что жизнь здесь текла спокойнее и исконные устои разрушались медленнее. Сюда не доходили чужестранцы, местных жителей мало касались вражеские нашествия, а нравы, поверья, обычаи передавались из рода в род. Когда-то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую силу». Потом свистульки стали служить забавой ребятишкам, но в форме свистулек в неприкосновенности сохранились отголоски древних языческих верований. [1]

Главной целью нашего доклада является: воссоздать образ птицы в глиняной игрушке и технологию ее изготовления. Для выполнения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

-описать историю возникновения глиняной игрушки;

-раскрыть образ птицы по русским сказкам;

-охарактеризовать использование глиняной свистульки в обрядах;

-рассказать о существующих технологиях исполнения глиняной свистульки;

-изготовить глиняную свистульку.

Методы исследования:

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования: анализ литературы, изучение и обобщение материалов по теме исследования; сравнение, практическая работа по разработке глиняной свистульки.

Структура работы: Реферат состоит из введения, двух глав, технологической карты, заключения, списка литературы и источников.



Глава 1

История возникновения глиняной игрушки

Игрушка- одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создает ощущение особенностей русского национального народного творчества. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до н.э. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII веков (Москва, Рязань) свистульки: кони, птицы, фигурки людей. Они вылеплены из глины, обожжены, некоторые украшены росписью и глазурью.

В 18-19 веках производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7- 8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время, в основном зимой или весной.[2]

Позднее игрушки из глины стали делать специально для продажи. Их делали для ярмарок. Так игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления от поколения к поколению.

Образ птицы по русским сказкам

Главная особенность обычных и сказочных птиц - они умеют летать. Этой способности люди завидовали с древних времен, и поэтому сказочные птицы очень часто являлись отражением мечтаний человека о том, что ему не доступно. Чаще всего в сказках можно видеть следующих волшебных птиц:

Сирин - птица печали, вестник властелина подземного мира. Пение ее пленительно и печально, встреча с ней для любого существа означает близкую беду.



Алконост - птица радости и любви из Небесного мира. Она с человеческим лицом, с большими разноцветными перьями. Доброжелательна к человеку, помогает ему и предупреждает об опасности.

Феникс- бессмертная птица счастья и вечной молодости. Это птица с перьями огненно-красного и золотого цветов, быстрая как свет или молния. В русских сказках Феникс - образ обновления человека, природы.

Гамаюн- вещая птица-говорун с человеческой головой. Гамаюн родилась вместе с нашим миром, поэтому в славянских поверьях говорится, что она знает все о происхождении нашей Земли и Неба, гор и рек, богов и людей, зверей и птиц.

Жар-птица- волшебная, солнечная птица. Чудесно поет, иногда разговаривает девичьим голосом. В русских сказках она прилетает в наш мир из тридевятого царства, чтобы исполнять человеческие желания.

Из всех животных птицы особенно тесно соприкасаются с календарным циклом, которому подчинена вся хозяйственная деятельность человека. Не случайно птицы так часто фигурируют в различных календарных обрядах, особенно весенне-летнего цикла, а с их поведением – первым появлением весной, первым криком, устройством гнёзд, птичьими «свадьбами», началом и окончанием пения – связано огромное количество календарных примет. Своим прилётом птицы возвещают приход весны, а отлёт тех или иных птиц нередко связывается с наступлением осени. Не случайно также и использование птичьей символики в загадках о годе, например: «Двенадцать орлов, пятьдесят две галки, триста шестьдесят пять скворцов». [3]


4358054472999347.html
4358111208671274.html
    PR.RU™