УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб

Основная литература:

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. вузов /А.Н. Джуринский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: изд. Центр Академия, 2003.

3. Социальная педагогика / под ред. Никитина В.А. – Владос, 2004.

Дополнительная литература:

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 128.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 448.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА,
1995.

4. Зеньковский В.В. Педагогика. – Париж – Москва, 1996.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Изд-во «Пи­тер», 2000.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

8. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Педагогика, 1996.

9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социально­го риска. – Курган-Челябинск, 1995.

10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в клубах ролевых игр: учебное пособие – Кострома: КГУ, 2004.

11. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 320.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.

13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

14. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образова­ние, культура. – Н. Новгород, 1995

15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Academia, 2008. – 208.

16. Макаренко А.С. Сочинения. – Т. 1-7. – М., 1957-1958.

17. Марадахаев Л.В. Социальная педагогика. – М: Гардарики, 2008. – 269.

18. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1997.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Про­свещение, 1996.

20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педаго­гика: учебное пособие. – М., 1997.

22. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416 с.

23. Стенсмо К. Социальная педагогика (главы из книг) / Перевод со шведского Н.Ю. Берестенниковой. – Барнаул, 1995.

24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: учеб, пособ. – К.: Полиграф.-изд. комбинат, 1998.



25. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педа­гогика. – М.: Владос, 2008. – 447.

26. Яковлев К.Г. Социализация сельских школьников. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1999.

Периодическая литература:

Журналы:

1. Вопросы образования.

2. Вопросы психологии.

3. Воспитание школьников.

4. Дошкольное воспитание.

5. Завуч начальной школы.

6. Классный руководитель.

7. Культурно-историческая психология.

8. Образование и саморазвитие.

9. Образовательные технологии.

10. Развитие личности.

Интернет-ресурсы:

1. www.edu.ru – Российский федеральный портал.

2. www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые
студентам Волгоградского государственного педагогического университета.

3. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет».

4. rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике.
Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

5. www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник» (ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского).

6. http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/SP-3.html – Парадигмы развития социальной педагогики.

Сроки сдачи –31 декабря2011 г

Глоссарий

Авторитарное воспитание— воспитание, цель и основной метод которого — подчинение воспитанника воле воспитателя.

Авторитарность(лат. autoritas — влияние, власть) — черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует.

Авторская школа— экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей пси­холого-педагогической концепции, разработанной определен­ным автором или авторским коллективом.



Адаптация— приспособление органа или организма (физиологи­ческая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если речь идет о новых межлич­ностных отношениях, говорят о социально-психологической адаптации

Активные методы обучения- методы, стимулирующие познава­тельную деятельность обучаемых.

Акцентуации характера— понятие, введенное К. Леонгардом, озна­чающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайний вариант норм, гранича­щих с патологией. Крайние проявления нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнару­живается избирательная уязвимость в отношении определен­ного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуация характера— крайние проявления нормы, при кото­рых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего об­наруживается избирательная уязвимость в отношении отдель­ного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

Альтернативные учебные заведения— вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным за­ведениям и дающие альтернативное государственному (содер­жанию или формам и методам работы с обучающимися) обра­зование.

Альтруизм- (от лат. alter — другой) — система ценностных ори­ентаций личности, выражающаяся в готовности жертвовать соб­ственными интересами в пользу другого человека или соци­альной общности; этический принцип, выдвигающий в каче­стве главного критерия нравственной оценки соблюдении ин­тересов другого человека или социальной общности. Данный термин используется как противоположный понятию эгоизм.

Анализ (в педагогике)— изучение каждого элемента или стороны явлений как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдель­ных сторон.

Андрогогика— отрасль педагогики, изучающая психолого-педаго­гические закономерности и процесс обучения взрослых.

Аутизм(от греч. autos — сам) — сложное, порой болезненное состо­яние личности, выражающееся в чрезмерной ее самоуглублен­ности, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

Аутсайдер— человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудач­ник, не нашедший признания в формальной группе или орга­низации, не имеющий возможностей для самореализации.

Аффект— это стремительно и бурно протекающий эмоциональ­ный процесс взрывного характера, который может дать не под­чиненную сознательному волевому контролю разрядку в дей­ствии. Аффекты связанны с шоками — потрясениями, выража­ющимися в дезорганизации деятельности.

Базовое образование— единый государственный минимум-опти­мум общего образования, основа для дальнейшего общего образо­вания более высокого уровня и специального профессиональ­ного образования. Б.о. призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить свои жиз­ненные планы.

Барьер психический— интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие эффективной деятельно­сти, реализации личностного смысла, личностной потенции.

Барьер общения(коммуникативный барьер — от лат. communico — делаю общим, связываюсь, общаюсь) — психические трудности, возникающие в процессе общения.

Беседа(в образовании) — вопросно-ответный метод обучения, применяется преподавателем с целью активизации умственной (познавательной) деятельности студентов в процессе приобре­тения новых знаний или повторения и закрепления знаний, полученных ранее.

Биографические методы— способы исследования, диагностики, кор­рекции и проектирования жизненного пути личности.

Валидность— комплексная характеристика методики, включаю­щая сведения об области исследуемых явлений и репрезентатив­ности психодиагностической процедуры по отношению к ним.

Вербальный— (от лат. verbalis — словесный, устный) — в психоло­гии: термин для обозначения информации, выраженной знако­вой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от не­вербальной информации, например, образной).

Власть— способность или возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью ка­ких — либо средств. Некоторые американские специалисты в области управления считают, что при иерархической модели управления власть осуществляется в основном пятью типами средств: с помощью поощрений, наложений взысканий, с помо­щью наделения ограниченными и контролируемыми полномо­чиями; с помощью авторитета профессиональных знаний уп­равляющего (которыми он обладает) и с помощью личност­ных достоинств управляющего, вызывающих уважение и даже преклонение сотрудников.

Влияние(в воспитании) — деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к измене­нию каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. Традиционно выделяют 4 основных способа «влияния»: убеж­дение, внушение, подражание; все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия.

Внеаудиторные учебные занятия— различные виды самостоятель­ной учебной деятельности студентов — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений; факультативные занятия, спортивные секции, инди­видуальные занятия, техническое творчество и другие виды само­стоятельной образовательной деятельности по своему выбору.

Внушение (суггестия)— подчинение воздействию, характеризую­щееся неосознанным восприятием того, что внушается.

Воздействие педагогическое— влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности в ин­тересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Воспитание— социальное, целенаправленное создание условий (ма­териальных, духовных, организационных) для развития челове­ка. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике.

Воспитывающее образование— обучение, направленное на форми­рование мировоззрения, нравственных, эстетических, этических представлений и убеждений.

Высшее образование— уровень знаний, получаемых в высших учеб­ных заведениях на базе законченного среднего образования и необходимый специалистам высшей квалификации в различ­ных отраслях народного хозяйства, науки и культуры.

Гиперактивность— сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целе­направленности и импульсивности поступков, повышенной аф­фективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нару­шений концентрации внимания.

Гуманизм— признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, ут­верждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Дебилыюсть— относительно легкая степень врожденной умствен­ной неполноценности.

Делинквентное поведение— система незначительных правонаруше­ний, провинностей, проступков (от лат. «delinguens» — соверша­ющий проступок). Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания, иногда «гиперопекой», или крайне жестким обращением, неблагопри­ятным влиянием микросреды, низкой педагогической квали­фикацией отдельных учителей.

Диагностика педагогическая— особый вид деятельности, представ­ляющий собой установление и изучение признаков, характери­зующих состояние и результаты процесса обучения, и позволя­ющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки ква­лифицированных рабочих и специалистов.

Дисфория— расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражитель­ностью, агрессивностью, нередко страхами.

Защитные механизмы— психологическое «ограждение» сферы со­знания от негативных, травмирующих личность переживаний. У детей аналогично, как и у взрослых, хотя и в значительно меньшей степени, наблюдаются различные защитные механиз­мы. В дошкольном и раннешкольном возрасте — это чаще всего фантазирование.

Идеал(фр. ideal от греч idea — идея, первообраз) — образ, являю­щийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стрем­лений человека.

Идентификация— 1) опознание кого-либо, чего-либо; 2) уподоб­ление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Имбецильность— средняя степень врожденной умственной непол­ноценности.

Индивид— (от лат. individuum — неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Ноmo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врож­денного и приобретенного, носитель индивидуальных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.

Инновация(нововведение) — процесс создания, освоения и прак­тической реализации педагогических научно-технических дос­тижений.

Интересы— это мотив, который действует в силу своей осознан­ной значимости и эмоциональной привлекательности. В на­правленности интересов и путях их формирования наблюда­ются значительные индивидуальные различия.

Интернал— тип личности, в случае неудачи более обвиняющий в ней себя, а не других и окружающие обстоятельства. Для И. характерно умение вызывать доверие у людей, находить кон­такты с ними, особая чувствительность в межличностных отно­шениях, к оценке себя окружающими. И. чаще достигают успе­ха в творческой профессиональной деятельности; они менее агрессивны, способы более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы.

Интроверт— тип личности (по классификации З.Айзенка, К Юнга и др.), активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятель­ностью. Для типичного интроверта характеры следующие чер­ты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям профессиями, не связанными с обще­нием, с работой с людьми.

Инфантилизм— задержка в развитии организма. Характерный при­знак — сочетание физического и психологического недоразвития.

Исследование— (в педагогике) — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значи­мых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, о теории и истории педагогики, мето­дике учебно-воспитательной работы, ее организации, принци­пах, методах и формах.

Истерия— патологическое состояние психики человека, характери­зующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для истерии характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т.п.

Колледж (англ. college) — учебное заведение (высшее, среднее, по­вышенное среднее) или научное учреждение в Англии, США и некоторых других странах. Иногда входит в состав университета.

Коммуникация— 1) в широком смысле — общение; 2) смысловой аспект социального взаимодействия.

Консультация— письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методи­ческому вопросу, проблеме. «Консультация» — важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного са­мостоятельного изучения той или иной темы. «Консультации» могут быть индивидуальными и групповыми.

Конформист— человек, который легко поддается влиянию автори­тетов, хорошо адаптируется в новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые цен­ности и нормы.

Личность— индивид как субъект социальных отношений и созна­тельной деятельности; «личность» — это человек, обладающий определенным творческим потенциалом; качества личности формируются в совместной деятельности и общении.

Личностный смысл— индивидуализированное отражение действи­тельного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектов безличных знаний о мире.

Любовь — 1) чувство глубокой привязанности к кому-, чему-либо (материнская любовь, любовь к другу, любовь к Родине и т.д.); 2) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола (жениться по любви); 3) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо.

Межличностные отношения— субъективно переживаемые взаимо­связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Меланхолик(от греч. melas — черный, chole — желчь) — субъект, обладающим одним из четырех типов темперамента, характери­зующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью не­рвных процессов, проявляющийся в высокой реактивности пси­хики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой зам­кнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д. Однако ряд качеств М. важен для многих сфер деятельности: высокая психическая реактивность позволяет выполнять тонкую работу, требующую повышенного внимания (например, работу радиста, наблюдате­ля, гидроакустика и т.д.); высокая эмоциональная чувствитель­ность, необходимая для эмпатии, позволяет улавливать тончай­шие эмоциональные сопереживания с окружающими, особенно с тонкими личностями и т.д.

Метод наблюдения— общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематичес­кую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций. Н. может быть сплошным и выборочным; включен­ным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных услови­ях) и лабораторным (в экспериментальных условиях) и т.д.

Метод педагогического исследования— путь, способ исследования педагогических процессов, система правил и приемов изучения педагогической теории и практики, средство научного объясне­ния педагогического опыта.

Методика— совокупность способов, приемов, средств целесообраз­ного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению (изучению) учебных предметов.

Методология— путь, способ познания и учение системы принци­пов, норм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о путях достиже­ния истинного значения и оптимального практического эффекта.

Мировоззрение личности— система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основ­ная форма направленности личности.

Мораль— общая ценностная основа культуры, направляющая че­ловеческую активность на утверждение самоценности личнос­ти, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения этики.

Моральные (нравственные) чувства— высшие чувства, пережива­ния, связанные с отношением человека к другим людям, к об­ществу и своим общественным обязанностям.

Наблюдение— систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических из­менений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений.

Навыки— отдельные элементы действия, которые в результате упражнения становятся автоматическими (неосознанными).

Направленность(личности) — динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Направленность включает в себя предметное содержание и на­пряжение, которое при этом возникает.

Непрерывное образование— единая система, включающая общеоб­разовательную и профессиональную школу, высшие специаль­ные учебные заведения, курсы повышения квалификации, пе­реподготовки кадров, экономическое образование, самообразо­вание. В систему образования, наряду с собственно учебными заведениями, включаются внешкольные и культурно-просве­тительские учреждения, а также самообразование, средства мас­совой информации и др.

Нормы духовные— определяют степень свободы человека, отноше­ние к творчеству, уровень овладения социокультурными нор­мами общественного сознания.

Образование— процесс и результат усвоения систематизирован­ных знаний, умений и навыков, в ходе организованного обуче­ния; уровень умственного развития личности и ее профессио­нальной квалификации.

Обучение— конкретный вид педагогического процесса, в ходе ко­торого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимо­связи с ее воспитанием и развитием: «Обучение» — процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (дея­тельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемого).

Общение— одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установ­лении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Одаренность— биологически, генетически обусловленное сочета­ние способностей.

Опыт— это результат взаимодействия человека с объективным миром. «Опыт» включает формы и результаты практической деятельности общества, трудовые приемы и навыки, открытые в практике законы человеческой деятельности и развития объек­тивного мира.

Паралингвистическая система(экстралингвистическая система) — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашли­вания, плача, смеха, наконец, самого темпа речи.

Педагогика — наука о воспитании как осознательно и целенаправ­ленно организованном процессе. «Педагогика» изучает задачи, сущность, закономерности, принципы, содержание, формы, мето­ды, приемы и условия эффективного построения учебно-вос­питательного процесса.

Педагогический процесс — целенаправленное, сознательно органи­зованное, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходи­мые задачи образования и воспитания. «Педагогический про­цесс» представляет собой единство процесса обучения и воспи­тания (в узком, специальном смысле) и процесса развития воспитуемых. Основные компоненты «педагогического процесса»: цель, задачи, содержание, методы, приемы и организационные формы воспитания.

Персонифицировать — относить к себе, воспринимать, как свое, отож­дествлять с собой.

Потребность— объективная, испытываемая субъек­том нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, является источником активности развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и субъективным отра­жением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности. В самом общем виде П. людей принято делить на биологические и социальные, нередко это деление называют иначе — материальные и духовные. П. в психологии рассматриваются и как особые психические состояния — со­стояния «напряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и вне­шними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, моти­вах деятельности, установках и др. П. изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены. Удовлетворение П. про­текает в результате целенаправленной деятельности.

Профессионализм— приобретенная в ходе учебной практической деятельности способность к компетентному выполнению оп­лачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастер­ства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессия— род трудовой деятельности (занятий) человека, вла­деющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специаль­ной подготовки и опыта работы.

Психическая адаптация— психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Психодиагностика— область психологической науки, разрабатыва­ющая методы выявления и измерения индивидуально-психо­логических особенностей личности.

Развитие— процесс познания окружающего мира, осознание чело­веком своего места в нем, своих функций, своего предназначе­ния как средства обеспечения гармонии во Вселенной, на Земле, окружающем мире.

Реакция- ответ организма на какой-либо раздражитель.

Релаксация— физиологическое состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну и т.д., а также полное или частичное расслаб­ление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других коррекционных приемов.

Респондент— участник социально-психологического исследова­ния, выступающий в роли опрашиваемого.

Речь- это деятельность общения — выражения, воздействия, сооб­щения — посредством языка, это язык в действии; это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для дру­гого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мыш­ления.

Самовоспитание— сознательная деятельность, направленная на воз­можно более полную реализацию человеком себя как личнос­ти.

Самонаблюдение- наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.).

Самообразование— в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учеб­ного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них.

Саморегуляция— целесообразное функционирование живых сис­тем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции этих си­стем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта.

Сангвиник(от лат. sanguis — кровь) — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся под­вижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, вы­сокой психической активностью, работоспособностью.

Система— совокупность взаимосвязанных элементов, функцио­нирующих как нечто единое, целостное. Понятие «система» ох­ватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования. Системный объект характеризуется свойствами целостности, сложности и организованности.

Социализация личности— процесс вхождения индивида в соци­альную среду, его овладение навыками практической и теоре­тической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.

Социальный институт – совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

Социальная инфраструктура -группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных:

- удовлетворять потребности людей;

- гарантировать необходимый уровень и качество жизни;

- обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер национальной экономики.

Социальную инфраструктуру образуют: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д.

Социометрия— (от лат. societas — общество, metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позво­ляющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию..

Спонтанный— самопроизвольный, возникший без внешнего воз­действия.

Способ— процесс выполнения действий над материальным объек­том. Новые, более эффективные способы обычно составляют предмет изобретения.

Способности— индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения одной или несколь­ких видов деятельности.

Среда внешняя— совокупность социальных и физических усло­вий, в которых развивается личность, социальная общность.

Среда социальная— конкретное проявление общественных отно­шений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.

Стресс - состояние, вызванное чрезмерными психическими и фи­зическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. Стресс может оказывать как положительное, мо­билизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (ди-стресс) вплоть до ее полной дезорганизации.

Творчество— сознательная, активная деятельность человека, на­правленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существо­вавшие предметы, произведения и т.д. в целях совершенствова­ния материальной и духовной жизни общества. Процесс «твор­чества» в основных чертах един для любой человеческой дея­тельности. Он включает деятельность интеллектуальную — по осмыслению жизни, созданию новых теоретических обобще­ний, выдвижению идей и деятельность физическую — по вне­дрению их в жизнь.

Теория— систематизированное и логически последовательное воспро­изведение в мышлении объективной — природной и социальной — реальности. Теория отличается от обыденного знания своей систематичностью и тем, что в ней логика действительности вос­производится в строго последовательной системе понятий.

Умение— результат овладения новым действием (или новым спо­собом действий), основанным на каком-либо правиле и ис­пользовании его соответствующим образом в процессе реше­ния определенных задач. Умелые действия отличаются от не­умелых своей целесообразностью, выражающейся в соответствен­ном выборе приемов деятельности. «Умение» означает не толь­ко выбор, но и выполнение разумных приемов на практике.

Установка личности— это занятая ею позиция, которая заключает­ся в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Филогенез — процесс возникновения и развития психики и пове­дения человека, а также эволюция его сознания.

Флегматик (от греч. phlegma — слизь) — субъект - носитель одно­го из четырех основных типов темперамента, характеризую­щийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относи­тельно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических про­цессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упор­ный труженик жизни». (Павлов И.П. Поли. собр. соч., М.-Л., 1951, т. 3, кн. 2, с. 86). кн. 2, с. 86).

Фобии — навязчивые состояния страха. Разновидности фобий: на­вязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых ме­стах, страх смерти, страх перед школой и т.д.

Характер (от греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все сто­роны поведения человека, обусловливающая его устойчивое от­ношение к окружающем миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и про­являющаяся в стиле деятельности и общении.

Холерик (от греч. chole — желчь) — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процес­сов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Цель— один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мыш­лении результата деятельности и путей, способов ее достиже­ния: « цели человека порождены объективным миром и пред­полагают его»

Ценностные ориентации(в социальной психологии) — 1) идеоло­гические, политические, моральные, эстетические и др. Основа­ния оценок субъектом окружающей действительности и ори­ентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индиви­дов по их значимости.

Эвристическая беседа— вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а уме­ло поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.

Экстернал— тип личности, склонный объяснять последствия своих поступков, неудач влиянием обстоятельств, других людей тем са­мым как бы снимая с себя моральную ответственность (см. Локус контроля). Э. более склонны к проекции, чем интерналы.

Экстраверсия(от лат. extra — сверх, вне, versio — поворачивать, обра­щать) — преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Элективный(курс) — избирательный, выборочный, необязатель­ный, предлагаемый в качестве факультатива.

Эмпатия— (от греч. empatheia — сопереживание) - качество лично­сти, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их пере­живания. Как показывают психологические исследования, Э. труд­но воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного.

Я-концепция— одна из центральных концепций гуманистической или феноменалистической психологии, уделяющая особое вни­мание изучению механизма отражения личностью своего «Я». Согласно этой концепции (К.Роджерс, 1951, 1959) «Я» высту­пает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, оно развивается в процес­се самоактуализации личности, на основе интернализации по­зитивного отношения к себе со стороны других. «Я» является центральным понятием гуманистической психологии и высту­пает как важный фактор адаптации или дезадаптации (К.Хор-ни, 1950). «Я» — понятие, используемое для обозначения лично­стью начала человеческой психики. Я — концепция - это обоб­щенное представление о самом себе, система установок относи­тельно собственной личности или «теория самого себя».


4354624631798499.html
4354660299173697.html
    PR.RU™