Аудиторная самостоятельная работа

по теме «Экономические системы»

В следующих заданиях найдите только один правильный ответ.(оценка 4 балла)

Задание 1. Производительные силы – это:

1) совокупность предметов труда и средств труда;

2) совокупность зданий, сооружений, оборудования;

3) совокупность средств производства и рабочей силы;

4) трудовые ресурсы общества.

Задание 2. При использовании формационного подхода к классификации этапов развития общества не выделяют следующую формацию:

1) первобытнообщинную;

2) рабовладельческую;

3) феодальную;

4) индустриальную;

Задание 3.Характеристиками свободного рыночного хозяйства не выступают:

1) неограниченное число участников конкуренции;

2) асимметричный доступ к рыночной информации;

3) ограниченная роль правительства в экономике;

4) доминирующая роль в экономике естественных монополий.

Задание 4. Критериями разграничения типов экономических систем служат:

1) форма собственности на средства производства;

2) уровень благосостояния населения страны;

3) тип механизма координации поведения экономических агентов;

4) верны ответы 1) и 3).

Методические рекомендации. Понятие производительных сил большей частью использовалось в марксистской экономической теории, так с её точки зрения они определяют облик экономической системы. В неоклассической трактовке это понятие, можно сказать, не используется, так как иначе производительной силой пришлось бы назвать совокупный спрос и т.п. Понятие производительных сил и производственных отношений используется в формационном подходе, которое в некотором смысле коррелирует с современным понятием экономической системы, но является более широким и напрямую связанным с периодизацией развития человечества.

Внеаудиторная самостоятельная работа

По теме (оценка 7 баллов)

1. Найдите в Интернете данные рейтинга самых богатых стран мира (за 2005 год можно найти по электронному адресу: http://www.mirtv.ru/index.php/content/view/5865 )

По какому показателю определяется Рейтинг самых богатых стран мира?

Какая страна занимает первое место? Какая страна – второе, третье? На каком месте Россия? Если Китай занимает в этом рейтинге второе место, означает ли это, что китайцы живут лучше, чем японцы (третье место)?

В какой степени данный показатель отражает эффективность экономической системы?

2. Найдите в Интернете рейтинги по другим показателям: например,



- ИТ-рейтинг (рейтинг использования информационных технологий),

- Экологический рейтинг стран мира;

- Рейтинг интеллектуального развития стран мира;

- Рейтинг стран мира по уровню защиты прав собственности;

- Рейтинг экономически свободных стран мира;

- Рейтинг конкурентоспособных стран мира;

- Рейтинг уровня развития человеческого потенциала.

Какой из этих рейтингов в большей степени отражает социально-экономическую эффективность экономической системы?

Методические рекомендации. При выполнении данной работы обратите внимание на рекомендации к теме и предыдущим заданиям. Не путайте описание черт той или иной системы с описанием её достоинств и недостатков.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы

1. Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009. Гл. 4. Координация выбора в различных хозяйственных системах.

2. Товмасян В.В. Основы экономики: практикум. Электронное пособие. Сыктывкар. 2008. Тема 8. п.8.5. Виды богатства. Методика расчёта индекса развития человеческого потенциала; п.8.6. Индикаторы уровня жизни в России.

3. Интернет- ресурсы, например:

ИТ-рейтинг: http://www.optimize-web.ru/novosti/43324.html

Рейтинг интеллектуального развития стран мира: http://www.autocenter.uz/forum/index.php?showtopic=792

Рейтинг стран мира по уровню защиты прав собственности:

http://richdad.in.ua/news153652.html

Рейтинг экономически свободных стран мира:

http://www.wap4b.ru/web/news.jsp?article=14131

Рейтинг уровня развития человеческого потенциала:

http://disconnect.nnm.ru/indeks_razvitiya_chelovecheskogo_potenciala

Рейтинг конкурентоспособных стран мира:

http://www.rusenergy.com/newssystem/opened/37/20060927/301966.htm



Тема 6. Рыночная система: спрос и предложение

Студент должен знать: определение и виды рынка, его функции, условия возникновения и функционирования, закон спроса и закон предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, эластичность спроса и предложения.

Студент должен уметь:рисовать график спроса и предложения, применять метод сравнительной статики к анализу спроса и предложения, уметь рассчитывать излишек потребителя и производителя, рассчитывать коэффициент эластичности спроса и предложения.

Содержание темы. Сущность, условия существования, функции, роль рынка. Виды рынка по различным критериям. Инфраструктура рынка.

Спрос, предложение, цена, конкуренция как основные элементы рыночного механизма. Закон спроса, закон предложения. Факторы спроса и предложения. Цена равновесия. Излишек потребителя, излишек товаропроизводителя. Эластичность спроса и предложения.

Сущность, функции, виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Конкуренция и монополия. Виды рынков с совершенной и несовершенной конкуренцией.

Методические рекомендации к теме.Одна из ключевых тем. Закон спроса, закон предложения научитесь выражать в разных видах: с помощью формул, таблиц и графиков. Метод сравнительной статики применительно к анализу спроса и предложения означает, что мы исследуем влияние на положение кривых неценовых детерминант спроса и предложения. Сравнительную таблицу рыночных структур постарайтесь запомнить наизусть.

Основная литература

  1. Курс экономической теории: учебник / Под общ. ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселёвой – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009. Гл. 5 общая характеристика рыночной экономики.
  2. Маршалл А. Принципы экономической науки., Т. 2. Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. Гл. 1; 2; 3.
  3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.

Дополнительная литература

  1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учеб. Для вузов /Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. 576 с. Гл.3.
  2. Товмасян В.В. Основы экономики: практикум. Электронное пособие. Сыктывкар. 2008. Тема 7. Конкуренция и её виды.

Практическая работа №1

По теме (оценка 4 балла)

На рисунке показан примерный график функции спроса и предложения. Предположим, функция спроса задана уравнением Qd = 50 – 2Р, а предложения Qs = - 5 + 3Р. Определите излишек потребителя и товаропроизводителя.

цена Р

количество Q

Решение отобразите на графике.


4349397547564117.html
4349460348296248.html
    PR.RU™